Анна Викторова: Чтобы сделать хороший праздник, надо самим начинать радоваться

Мы продолжаем вас знакомить с замечательными людьми, которые живут и работают во Владимирском округе.

Создатель и художественный руководитель театра КУКФО («Кукольный формат») Анна Викторова живет на Пушкинской улице и работает в театре, который расположен на Пушкинской улице. Родился театр в 2003 году и первое выступление было тоже во Владимирском округе — в музее Достоевского на Кузнечном.

«Мне кажется, что зрителю легче поверить кукле, чем актеру. Кукла не может переигрывать», — считает Анна Викторова.

Спектакли театра неоднократно получали национальную театральную премию «Золотая маска» и высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».

А «Великанцы» — огромные четырехметровые фигуры, сделанные в КУКФО, стали главными героями городских праздников. 

В этом году театр КУКФО сыграл для жителей округа четыре своих спектакля: «Черствые именины» — для людей старшего возраста, «Храбрый мальчик и великан», «Аленький цветочек», «Микробус и Бактериус». 

птифуры
Спектакль «Птифуры. Дедушки» или «Черствые именины» – скетчи про старичков и старушек, в которых зрители будут узнавать своих родных или просто знакомых, а некоторые увидят и самих себя.

Глава Владимирского округа Денис Тихоненко встретился с Анной Викторовой в театре КУКФО, чтобы поговорить о театре, как он был создан, как живет, какие у него проблемы, чем округ может помочь, а что может сделать театр, чтобы жизнь в округе стала интереснее и добрее.

Ведь девиз КУКФО — чаплинское: «Могущество смеха и слез может стать противоядием от ненависти и страха».

Денис Тихоненко: Мы хотим познакомить жителей округа с замечательными людьми, которые у нас живут и работают. На мой взгляд, важно, чтобы люди ассоциировали себя с местным сообществом, гордились этим. Что мы не просто живем рядом с метро «Владимирская», а мы живем в округе, где столько всего хорошего, в том числе и замечательный театр КУКФО, которым мы можем гордиться. И мы хотим, чтобы люди следили за вашими успехами, поддерживали, как соседи, как жители одного округа. Ведь местное сообщество может само решать какие-то свои проблемы, снимать тот негатив, которого во время пандемии накопилось немало. Расскажите о вашем театре.

Анна Викторова: Нам в этом году скоро будет 18 лет. Мы негосударственный театр, открылись мы в 2003 году спектаклем «Всадник Cuprum» (“всадник медный”), который посвящен нашему городу. Это спектакль по «Медному всаднику» Пушкина. И мы показали его в музее Достоевского, в Кузнечном переулке. Туда к ним даже Сокуров на премьеры приходил. 

Первые годы, пока у нас не было своего дома, мы арендовали разные площадки, выступали в музее Достоевского, на Малой сцене МДТ, в театральном центре на Коломенской. 

То есть тоже в нашем округе?

Это наш родной район. Мы здесь и живем: кто-то прямо в округе, кто-то вокруг. Мне кажется, нас в округе знают. 

На Пушкинской мы уже 8 лет. Комитет по культуре нам помог получить это помещение, когда мы уже почти потеряли надежду, что у нас будет свое место. В тот момент комитет обратил внимание на негосударственные театры и стал им как-то помогать. 

И когда мы уже почти совсем отчаялись, в комитете по культуре нам предложили посмотреть на выбор 60 адресов в Центральном районе. Тогда КУГИ провел ревизию помещений, и свободные адреса передали разным комитетам. В том числе, и комитету по культуре.

Я смотрела все адреса и увидела, сколько всего есть в Центральном районе. Но не все нам подходили: нужно было соблюдать все правила и требования. 

Помещение на Пушкинской, 19 было последним, которое я посмотрела. Это бывший каретник, который в советское время был поделен и в нем были размещены квартиры, потом их расселили, а перед нами здесь сидели жестянщики. Мы еще долго собирали документы, но в конце концов каким-то чудом победили. Сделали ремонт и через два дня уже открыли театр премьерой «Аленького цветочка». У этого спектакля было несколько версий: мы из-за ремонта не успевали к премьере, поэтому взяли кукол из «Всадника» и «Преступления и наказания» и переодели их. Так Старуха-процентщица стала чудищем, Евгений – принцем. Потом все переделали, но в итоге за этот спектакль получили «Золотой Софит».

“Аленький цветочек”: искрометный юмор, мастерство актрисы и необычная трактовка сказки, которая известна в разных вариантах всем народам мира – о красавице и чудовище – вот то, что заставляет зрителей в течение часа смеяться, удивляться и восхищаться.

Так в 2013 году у нас появился собственный дом на Пушкинской улице.  Сейчас нам предлагали помещения побольше, но не в центре. И пока решили остаться здесь.

Лёгкость и юмор, ирония и здравомыслие — главные творческие черты театра КУКФО. У нас дети исследуют новое, а взрослые переосмысливают давно известное.
Мы верим, что ребенок – не будущий зритель, а настоящий, и приглашаем детей от трех лет на спектакли, с которых смело можно начинать  знакомство с театром.
Мы любим наблюдать, как взрослеют наши юные зрители, поэтому в нашем репертуаре спектакли для самых маленьких, для школьников и взрослых.

Обычно мы играем на малых площадках, но выездные спектакли играли и в ДК Горького, в Москве в Театре Образцова, в залах на 250- 350 мест. Чтобы маленькие куклы были видны в большом зале, есть один секрет. Если правильно направлен свет, грамотно высвечивается кукла, а ничего другого не видно, то у зрителя перенастраивается глаз, так что кукла для него выглядит больше, чем она на самом деле.

А что послужило импульсом к созданию своего театра? Ведь это было довольно рискованное дело?

Когда я еще была маленькой девочкой, Резо Габриадзе, драматург, создатель Тбилисского театра марионеток, гастролировал в Петербурге, и я тогда очень сильно вдохновилась его работой. И когда я училась в театральном институте, Резо взял меня поработать на его спектакле— как мастера по куклам и как актера. Благодаря этому проекту я объездила много фестивалей и стран, увидела и поняла, какой бывает театр кукол. 

Была середина 90-х, открылись границы, театры стали понимать, что кроме государственного финансирования есть и другие способы существования.  Открылись бесконечные возможности. И после того, как я увидела, какие театры в мире бывают: большие, маленькие, семейные, мобильные, которые переезжают с места на место, самые разные — мне захотелось создать что-то свое, а наши государственные театры были еще не готовы на подвижность: «есть такие куклы, есть такие механики — и мы другого пробовать не хотим». 

А мы подвижны: захотели — и переделали спектакль, надо  — будем репетировать 10 лет. «Аленький цветочек» четыре раза переделывали. Мы независимы, но и финансово не подстрахованы.  Но я хотела оставаться независимым театром, чтобы создавать свой мир. Я за театр, который не боится пробовать, ищет, ошибается.

1 ноября состоялась церемония вручения Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». «Вафельное сердце» победило в двух номинациях: «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа актера в театре кукол».

В театре кукол нет границ. Куклы могут быть разных систем управления, они могут быть маленькие и помещаться на ладони или огромные и не помещаться на театральной сцене, они могут петь и танцевать, любить и ненавидеть, сочинять стихи, но в театре кукол за ними всегда стоит актер, и кукла – это инструмент, такой же сложный, как скрипка или флейта. А театр – это оркестр, в котором каждый участник незаменим. Мы пробуем, экспериментируем, придумываем, мы живем и надеемся, что лучшие спектакли у нас ещё впереди!.
Анна Викторова

Но вы не только спектакли делаете, вы же и в городских праздниках принимаете участие? Владимирский округ уже знают и благодаря вашим «Великанцам» на дне Достоевского…

Да, у нас есть проект «Великанцы» — огромные четырехметровые куклы. На день города, день Достоевского мы с ними участвуем в праздниках. Куклы такие большие, что им тесно на сцене, для них лучшая декорация — это наш город.

Их в театре даже негде хранить. Пришлось специально для них снять комнату, где кроме кукол больше ничего нет. Открываешь дверь — а там они лежат.

Могу посоветовать обратиться к городу. В собственности у города еще есть много ненужных гаражей, для вас это мог бы быть выход — для хранения декораций.
А как эти куклы у вас появились?

Мы их сами сделали. Вдвоем: я и актер Михаил Васильев. Чтобы сделать куклу, сначала нужна идея, а потом мы уже понимаем, что хотим. Куклу можно сделать вдвоем-втроем, потому что мы рукастые.

В 2015 году нужно было придумать что-то интересное ко дню Достоевского. Сделали огромные куклы писателей — Достоевского, Пушкина, Гоголя, Чехова.

День Достоевского, 2015 год.

Это вызвало такую бурную реакцию, такой позитивный отклик, такую радость, что мы поняли: это нужно людям. И потом сделали еще несколько кукол.

Три колоритные старухи: Алена Ивановна – знаменитая старуха-процентщица, графиня Анна Федотовна – героиня “Пиковой дамы” и просто Старуха – героиня произведений Даниила Хармса

А когда был день Достоевского в этом году и из-за карантина нельзя было устроить шествие с нашими великанцами по Кузнечному, мы тогда решили плавать — ведь на это не было ограничений. И проплыли по Фонтанке и Неве.

Чтобы сделать хороший праздник, надо самим начинать радоваться, тогда людям это понравится и они сами повернутся к вам.

А с жителями дома какие у вас отношения?

Теперь хорошие. Но когда мы только получали это помещение, то побаивались, потому что один театр незадолго до этого закрыли по жалобе жильцов. Но нам повезло — у нас хороший дом и грамотные соседи.  Хотя поначалу было сложно, но постепенно нас приняли, стали здороваться, а раз здороваются, значит, признали своими соседями.

До начала спектакля еще много времени, а у вас уже полно зрителей…

Дети как приходят — сразу начинают рисовать. Мы им и книжки читаем. Приходится развлекать, потому что бабушки иногда приводят детей за час до спектакля. 

Сейчас на все спектакли билеты распроданы, новые уже некуда вставить, и есть предложения работы в других городах. И с гастролями зовут, и переманивают.

За последние недели мы три раза были на гастролях — В Москве, в Новосибирске, потом опять в Москве.

У меня сейчас вышел спектакль в Москве в Театре Наций. Я там выступила как художник и как режиссер. Понятно, что здесь все свое и я это не брошу, но вы не представляете, какие там возможности! У меня там на спектакле было 15 монтировщиков, а здесь мы сами монтировщики. 

КУКФО часто гастролирует в Москве, накануне мы получили свою пятую «Золотую маску» за «Птифуры». Возможно, у нас уже сформировалось имя и Театр Наций пошел на постановку с куклами. Эта идея Тимура Бекмамбетова. Думаю, Театр Наций не мечтал о спектакле с куклами. Сначала «Ходжа Насреддин» задумывался как драматический, на большой сцене. Но карантин изменил планы. И у Тимура появилась идея сделать спектакль с куклами и со звёздными актёрами. 

Анна Викторова

Мы с интересными людьми нашего округа хотели бы поговорить о работе муниципалитета, но боимся, что это никому не интересно…

Мы стали интересоваться, когда два года назад после выборов пришла новая команда. Появилась надежда на какие-то изменения.
Мы приходили к вам на круглый стол. Сыграли для жителей округа очень много спектаклей.

Раньше мы тоже приходили знакомиться с местной властью, но с предыдущими руководителями муниципалитета говорили как будто на разных языках. Но мы открыты и готовы участвовать. 

Послесловие. Признание

Золотая маска» объявила номинантов на премию за сезон 2020-2021.

Спектакль Театра Наций «Ходжа Насреддин» номинирован в 4 категориях: «Спектакль кукольного театра», «Работа режиссера» (Тимур Бекмамбетов, Анна Викторова), «Работа художника» (Анна Викторова), «Работа актера» (Евгений Шавкунов, Евгений Миронов).

Спектакль уже получил свою первую премию: Премия Корша. В 2021 году команда Евгения Миронова, создающая новую историю Театра Наций, отмечала свое 15-летие и 135-летие здания в Петровском переулке. По этому случаю была учреждена Премия Корша. Ее первыми лауреатами стали люди, которые, как отметил художественный руководитель, «внесли свой вклад в строительство театра, вложили свой «кирпичик» в его основу».

Анна Викторова и Тимур Бекмамбетов получили премиальные кирпичи в номинации «прорыв» за постановку первого в истории Театра Наций кукольного спектакля «Ходжа Насреддин» (кукол озвучивали Евгений Миронов, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова, Инга Оболдина, Елизавета Боярская и другие).

Тимур Бекмамбетов и Анна Викторова с премией Корша

«Актер драматического театра, например, не может развалиться на части. Или сгореть по настоящему на сцене. Или быть ростом 4 метра. Мне кажется, что зрителю легче поверить кукле, чем актеру. Кукла не может переигрывать. Зритель в своем воображении оживляет куклу, он перестает замечать, в какой момент начинает кукле верить. Очень часто бывает, что зрители забывают, что за каждой куклой стоит актер. Потом, кукол может быть много, а может не быть ни одной, только предметы — книга, стул, свитер, башмак — любой, который сможет оживить талантливый актер. И даже без слов через куклу можно заставить зрителя смеяться и плакать или задуматься о чём-то важном. Театр кукол бесконечно разнообразен, у него большая и интересная история и огромные возможности», — говорит Анна Викторова.

Спектакли театра КУКФО «Всадник CUPRUM», «Робин-Бобин»,  «Птифуры» получали Национальную театральную премию «Золотая Маска», спектакли «Аленький цветочек», «Пиковая дама» , «Птифуры» , «Щелкунчик», «Вафельное сердце» становились лауреатами Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Фото: https://www.kukfo.ru/

Быстрые новости – телеграм-канал Владимирский LIVE

Поделиться ссылкой: