Цой как художник
Виктор Цой. Живопись | Графика | Полароиды.
5 августа — 13 сентября | 2020
KGallery, наб. р. Фонтанки, 24
1987-1990 годы были для Виктора Цоя исключительно успешными. В это время он достиг статуса суперзвезды и в рок-музыке, и в кинематографе. Но мало кто знает, что эти же годы были необыкновенно плодотворными и по части изобразительного искусства: в отличие от других достижений революционная роль Цоя в области графики и живописи всегда оставалась за кадром, но была отправной точкой для развития современного ему нонконформизма — вопреки расхожему мнению об обратных влияниях.

В 2018 году эта картина была продана на аукционе Vladey за 31 тыс. евро.
Виктор Цой как художник находился под влиянием поп-арт-иконы 80-х Кита Харинга. Его работы похожи на комикс, отражающий мир из геометрических фигур, в котором главные герои – квадратноголовые человечки. Среди сюжетов размышления на тему любви, агрессии, насилия, ироничные бытовые зарисовки.
В интервью он говорил, что владеет профессиональным рисунком, однако «предпочитает свободный стиль». Его «свободный стиль» — это манера выразительного и очень условного фигуративного рисунка, напоминающего граффити. «Квадратоголовые человечки» встречаются в творчестве многих друзей того круга: Инала Савченкова, Андрея Крисанова, Олега Котельникова, самого Тимура Новикова. Но лишь в творчестве Цоя они получают такое цельную, жесткую и драматическую интерпретацию. Новиков, очень ценивший работы Цоя, писал о нем: «Для… творчества Виктора характерны примитивистско-экспрессивные формы с элементами орнаментального декоративизма».
Этот визуальный язык возник под влиянием нескольких источников. Так, в среде «Новых художников» были популярны венгерские комиксы, которые им привозила славист Агнеш Хорват из Будапешта. Также им доставались американские журналы по искусству, из которых они узнали о творчестве Жан-Мишеля Баскиа и Кита Харинга.

Мама Виктора Валентина Васильевна вспоминает:
«У Вити с детства проявлялись различные художественные наклонности. Он хорошо рисовал, лепил. Был в детстве очень импульсивным, еще в четвертом классе преподаватель в изостудии сказал, что Витя не склонен к терпеливому, кропотливому труду. Если хочет — рисует, и рисует замечательно, но если не ХОЧЕТ — не заставишь. С 1974 по 1977 год он учился в средней художественной школе.
После восьмилетки Витя решил продолжать художественное образование и поступил в Серовское училище на оформительское отделение. Но многое там оказалось для него неинтересным — газетные шрифты, размеры. Ему было скучно кропотливо и настойчиво заниматься. В училище, кстати, он тоже сразу создал группу. Но ребятам пришлось туго: на втором году учебы сына, как и всех, кто играл в этом ансамбле, отчислили за «неуспеваемость». Но, думаю, что это связано с гонениями в то время на рок-музыкантов, потому что в этой группе были очень способные начинающие художники
Вообще, сын с детства, так или иначе, получал эстетическое образование, развивал вкус. Помню, как подростком он, впервые приехав в Москву, сразу побежал в Третьяковку.
После вечерней школы Витя закончил художественно-реставрационное училище № 61 по специальности «резчик по дереву». Кстати, впервые его показали по телевизору как раз в это время — в программе «Монитор» как одаренного резчика по дереву. Он был талантлив во всем».

В первой половине 1980-х гг. в Ленинграде началось движение «новой волны», широко проявившееся в рок-музыке, изобразительном искусстве, литературе и кинематографе. И Виктор принял активное участие в этом движении. Познакомившись с Георгием Гурьяновым, Тимуром Новиковым, Андреем Медведевым, Евгением Юфитом, Андреем Крисановым, Олегом Котельниковым и Сергеем Бугаевым (Африкой), он включился в работу группы «Новые художники» и с 1984 года участвовал в выставках этого художественного объединения. Для этого периода творчества Виктора характерны примитивистско-экспрессивные формы с элементами орнаментального декоративизма.
Поскольку своей мастерской у Виктора не было, большинство работ создавалось им в мастерских своих друзей-художников на случайно попавшихся под руки кусках бумаги, картона, полиэтилена. В конце 1980-х гг. после путешествий в США, Италию, Францию и Голландию Виктор начал менять стиль своих работ. Последние его работы выполнены в менее экспрессивной манере и носят более реалистический характер. Но развитию этого направления помешала трагическая смерть художника в 1990 г. (Новиков Т.: «Художник Виктор Цой». // Художник Виктор Цой. Новая Академия и Институт истории современного искусства. СПб. 2001.

На экспозиции в KGallery будут показаны все работы, которыми Цой украшал стены своей квартиры, создавая собственное виртуальное пространство: эти произведения отражают суть его творческого самовыражения и самобытного художественного дара.
Поделиться ссылкой: