Григорий Матвеев: Проблема у улицы Рубинштейна одна – запредельное количество предприятий общепита

Григорий Матвеев,
председатель правления общественной организации «Граждане улицы Рубинштейна»

Проблема у улицы Рубинштейна одна – запредельное количество предприятий общепита на жилой, абсолютно не приспособленной для этого улице. На улице длиной 750 метров, в 34 домах работают 86 предприятий. Они предоставляют своим посетителям около 6000 посадочных мест.

Нетрудно посчитать, что если каждое место обслужит в сутки 3-4 человека (трафик на улице огромен, поэтому все рестораторы и стремятся открыть здесь свои заведения), то через эти заведения в день пройдет более 20 000 гостей. А на протяжении 5 месяцев в году, когда к внутренним помещениям добавляются летние кафе с дополнительными посадочными местами, это количество можно смело умножать на 1,5. Между тем инфраструктура улицы рассчитана на проживание 4500 человек, а не на организацию общественного питания в промышленных масштабах. Все это имеет ряд критически важных последствий, которые можно сгруппировать следующим образом:

  1. НАГРУЗКА НА КОММУНИКАЦИИ

Почти все предприятия общественного питания находятся в бывших жилых квартирах, которые позднее были переведены в нежилой фонд под размещение офисов, магазинов, ателье и т.п. И только в последние 5-8 лет в них разместился общепит (10 лет назад на улице было всего 8 заведений). Соответственно, все эти помещения подключены к общедомовым коммуникациям. В свою очередь, канализация и водопровод на улице Рубинштейна рассчитаны на проживание людей, а не на коммерческое использование предприятиями общепита.

Обращаю особое внимание, что упомянутые выше 20-30 тысяч ежедневных посетителей улицы – не просто прохожие, а гости заведений: для них готовят еду, за ними моют посуду, они ходят в туалет и т.д. Естественно, все коммуникации работают с колоссальной перегрузкой и зачастую просто не выдерживают. Канализация перманентно засорена, подвалы то и дело заливает сточными водами, в квартирах и дворах стоит вонь. Напор воды такой, что газовая колонка не включается – приходится открывать сразу несколько кранов в квартире, чтобы помыться горячей водой.

Аналогична ситуация с мусором. Не в каждом дворе на Рубинштейна есть возможность оборудовать контейнерную площадку, даже для обслуживания проживающих здесь людей мусорных баков и раньше хватало только-только. После ежедневного приготовления пищи для 20-30 тысяч человек остаются горы мусора, значительная часть которого – пищевые отходы. Почти от всех заведений мусор летит в общедомовые баки, которые стоят переполненными круглые сутки. Некоторые предприятия дополнительно установили свои личные контейнеры в и без того маленькие дворы, превратив их в мусорные полигоны.
Таким образом, улица Рубинштейна находится в зоне санитарно-эпидемиологической катастрофы. И это проблема не только местных жителей. Поразительно, но именно в таких антисанитарных условиях организовано общественное питание людей.

Ещё один момент связан с доставкой продуктов. Я посчитал, в каждое заведение в моём доме приезжает в среднем 3 машины под разгрузку ежедневно. Если умножить на количество заведений, получим около 250 разгружающихся машин в сутки. Парковка всё время занята, поэтому встают эти автомобили, где придётся, чаще всего – перед арками домов, перегораживая въезд и выезд. Обычное для улицы дело – когда тебе нужно заехать в свой двор, а перед аркой стоит фургон. Из-за узкой улицы ты не можешь уступить дорогу машинам сзади и во двор заехать тоже не можешь, блокируя всю улицу. И вот очередная пробка готова, какофония сигналов прилагается.

  1. МАССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Во-первых, это нарушения санитарных и строительных норм, правил пожарной безопасности: использование неприспособленных под общепит помещений влечёт за собой невозможность их соблюдения.
Этой теме можно посвятить отдельный материал, поэтому назову только самые вопиющие нарушения: подключение к общедомовой канализации, работа заведений во дворах или на жилых этажах, разгрузка под окнами, отсутствие пожарных выходов или их несоответствие по ширине и высоте.
Во-вторых, незаконные перепланировки и самовольный захват общедомового имущества. Что нужно сделать, чтобы из жилых комнат получился обеденный зал? Правильно, снести стены, включая несущие. Как оборудовать дополнительный пожарный выход или сделать вход с улицы, если в квартиру заходили через парадную? Конечно, прорубить стену дома. Добавим сюда, что многие предприятия общепита занимают несколько бывших квартир, а, значит, снесены стены и между ними.

Учитывая, что значительная часть домов на улице находится под охраной КГИОП, согласовать перепланировки в них в принципе невозможно. Ну и вишенкой на торте – захват различных частей дворов и парадных и самовольное их присоединение к коммерческим
помещениям.
В-третьих, незаконное использование общедомового имущества без согласия собственников. Предприятия общепита не могут функционировать без воздуховодов, кондиционеров, холодильников и другого оборудования, внешние блоки которого развешиваются на наружных стенах дома. Я не знаю ни одного случая (а я знаком с жителями более половины домов на улице), когда на это было бы получено разрешение собственников и заключён договор возмездного использования.
В-четвёртых, нарушения при размещении летних кафе. Многие оборудуют летние террасы без всякого разрешения. Но и те, кто оформил их официально, повсеместно нарушают установленные размеры. В результате, летом пройти по тротуарам практически невозможно, а количество людей, распивающих алкоголь прямо под окнами жилых квартир до утра, превышает все мыслимые пределы.

В-пятых, работа без кассовых аппаратов и лицензий на алкоголь. Да, это нарушение нельзя назвать массовым: так работает 20-30% заведений на улице. Но по количеству таких криминальных притонов улица Рубинштейна всё равно бьёт рекорды.
Всё вышеперечисленное говорит о том, что «ресторанный» бизнес на улице находится в глухой тени. А отсюда следует один важный вывод – коррупция. Слепота уполномоченных органов и липовые справки имеют свою цену.

  1. НАРУШЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА

Подавляющая часть заведений на улице – питейные. Даже те, у кого есть полноценная кухня, после 23 часов превращаются в бары. Очевидно, что по ночам улицу посещают вовсе не ради эскаргó с буйабéсом. Толпа нетрезвых посетителей, сконцентрированная в одном месте, не только является проблемой сама по себе, но и притягивает дополнительные источники проблем.

Как бы ни перекладывали владельцы заведений ответственность за шум и безобразия на посетителей улицы, очевидно, что причина этих нарушений – в высокой концентрации баров, которая приводит к скоплению людей. Доказательство: в течение двух месяцев пандемии, пока предприятия общепита были закрыты, на улице Рубинштейна по ночам было тихо и спокойно, как на обычной улице центра города. Ведь пьяной публике нужны бары, а попрошайкам, автомобилям с музыкой, коням и торговцам нужна пьяная публика.
К сожалению, полиция ситуацию не спасёт, и дело не в том, что у неё не хватает полномочий. Главное – что предусмотренные «законом о тишине» санкции не выполняют превентивной функции. Другими словами, есть вам разница, отчего вы не спите: от импровизированной дискотеки под окнами или от того, что часами названиваете в полицию, на телефон доверия, дежурному прокурору? Поэтому бороться надо с причиной, а не с последствиями.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда речь заходит о противостоянии на улице Рубинштейна, все начинают говорить исключительно про шум по ночам. Власть как будто не слышит о других проблемах. Оно и понятно, можно перевести стрелки на полицию и ничего не делать. Любой, кто прочитает этот текст, поймёт, что шум – только одна из проблем, я бы даже сказал, наименьшая из них, поскольку решаема хотя бы в теории, например, ограничением времени работы заведений в жилых домах. Так поступают в Европе, которую очень любят приводить в пример сторонники «ресторанной магистрали». На мой взгляд, гораздо серьёзнее инфраструктурные проблемы, с которыми вообще непонятно, что делать.
Несколько недель назад в Муниципальном совете Владимирского округа прошёл круглый стол по проблемам улицы Рубинштейна с участием жителей, рестораторов, представителей власти и местного самоуправления.
Главным лейтмотивом мероприятия был некий общественный договор между жителями и владельцами заведений. Но непонятно, причём здесь жители, ведь ни один из описанных выше вопросов не находится в их компетенции. Так о чём и с кем они должны договариваться?

Поделиться ссылкой: