Историческое мощение наших дворов: возможно ли его сохранить и как?

Ещё каких-то сто лет назад улицы Петербурга выглядели совсем иначе чем сейчас: дороги, площади и переулки были замощены булыжником. Cложно представить, но те самые столетние мостовые скрываются от нас под слоями асфальта – их можно увидеть, расчистить и полюбоваться.

«Наш двор “нарочито невелик”, квадратен, замощён булыжником…» Лев Успенский «Записки старого петербуржца»

Вид двора с мощением. 8-я линия Васильевского острова, дом 39. Около 1908 г.
Источник: Семёнов-Тянь-Шанский А. В. Дом 39 по 8-й линии Васильевского острова, памятник истории и культуры федерального значения // История Петербурга. 2008. No 4(44). С. 10-11.

История каменных мостовых берёт своё начало с основания города. Для мощения улиц требовалось много булыжного камня, которого постоянно не хватало, и по указу Петра I камень в город стали привозить в качестве налога. Приходившая в город лодка или судно, в зависимости от размера, должна была иметь на борту 10-30 диких камней, которые потом шли в том числе и на укладку мостовых. К концу XVIII все главные улицы города были замощены.

Камни предписывалось класть ровно, мостить гладко, в случае выпадения камня мостовую требовалось сразу же починить. C мостовой сметали сор и грязь, за её состоянием тщательно следили, а за плохое содержание мостовой выписывался штраф. Булыжное мощение оставалось основным видом покрытия вплоть до революции. К 1917 году булыжные мостовые составляли 92% всей площади улиц.

Булыжное мощение и сейчас можно встретить в центре города при ремонте проезжей части улицы. Оно сохраняется под асфальтом, укладка которого прямо поверх мостовых активно началась в годы 3-й пятилетки (1930-е). Асфальт считали более удобным для автомобилей и общественного транспорта, а булыжная мостовая была для него хорошим основанием.

Облик улиц города, замощённых булыжником, запечатлён на дореволюционных открытках и фотографиях, при этом намного меньше свидетельств об историческом благоустройстве дворов доходных домов. Они редко попадали в объектив фотокамеры, были скрыты от глаз прохожих и использовались в основном для хозяйственных нужд жильцов. До недавних пор дворы исторического центра были заасфальтированы, но начиная с 2000-х годов асфальт во дворах заменяют на мощение из бетонной тротуарной плитки. Здесь и стали открываться интересные подробности.

В нынешнем году во время сезонных работ по замене асфальта на тротуарную плитку во дворах МО Владимирский округ по адресам Дмитровский переулок, 16-18 и улица Марата, 46 обнаружены фрагменты исторического булыжного мощения. При участии активистов Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) мощение удалось расчистить, зафиксировать и изучить.

Самым цельным оказалось булыжное мощение по адресу Марата ул., 46, здесь удалось расчистить два крупных участка. Первым активисты обнаружили участок мостовой на внутридворовой территории между домами по Марата и Коломенской улице. Фрагмент расположен у стены дома 15-17 по Коломенской улице и состоит из мелких и крупных обтёсанных булыжных камней, уложенных ровно и плотно друг к другу предположительно в конце XIX века.

Под слоями асфальта участок мощения хорошо сохранился несмотря на интенсивную хозяйственную жизнь двора. За сто лет его не повредили ни капитальный ремонт, ни прокладка труб канализации во дворе. Камни уложены вплотную к стене дома и слегка прерываются лишь аккуратным тоннелем, оставшимся от прокладки в советское время электрического кабеля.

Судя по историческим чертежам, обнаруженный участок мощения расположен в границах домовладения купца Семёнова, которому до революции принадлежали сразу два дома 15 и 17 на Коломенской улице. Хозяйственные постройки обширного заднего (третьего) двора не сохранились, поэтому сейчас территория, где обнаружена мостовая, выглядит пустой и использовалась как парковка.

Второй участок мощения был расчищен в маленьком дворике самого дома на Марата, 46. Здесь удалось обнаружить остатки исторической ливневой канализации двора: ободок люка, впоследствии заваленного булыжником за ненадобностью, дождевые канавки для стока воды и систему уклонов. Особенно трогательно выглядят узоры из аккуратно подобранного по размерам булыжника, выложенные более века назад вручную.

Мощение во дворе на Марата, 46 – не первая находка мостовой во дворах исторического центра. При замене асфальта на бетонную плитку булыжную мостовую обнаружили на Петроградской стороне во дворе дома на Петрозаводской ул., 18. Мощение из булыжника и брусчатки в минувшем году нашли во дворе на пр. Римского-Корсакова, 39 в Адмиралтейском районе. Открывшиеся мостовые в большинстве хорошо сохранились, единственным исключением стал двор в Дмитровском переулке, 16-18, где обнаруженный участок мощения оказался сильно фрагментирован и повреждён, по-видимому, ещё при устройстве коммуникаций в советское время.

Мостовые выглядят крепкими и даже спустя сто лет выдерживают нагрузку тракторной техники, хотя в отличие от мостовых-бутафорий на Дворцовой площади и других центральных улицах города они настоящие, «живые», а не переложенные. Под асфальтом мощение оказались надежно законсервировано долгие годы, и так и сохранилось бы ещё на сотню лет, если бы не методика укладки бетонной плитки.

Устройство плитки предусматривает, что строительная техника откапывает землю во дворе примерно на 0,5 метра в глубину, вместе с асфальтом и сохранившимся историческим мощением. Чтобы плитка оказалась на современном уровне поверхности, под ней укладывают подстилающие слои из песка и щебня, тем самым не создавая условий для сохранения исторических мостовых.

Спасти положение могли бы предварительные расчистки, аккуратное послойное снятие грунта техникой под наблюдением активистов, а то и вовсе отказ от бетонной плитки в пользу традиционного ремонта асфальта, который не требует откапывать землю так глубоко.

Совершенствованием методик благоустройства в историческом центре предстоит активно заняться в самое ближайшее время, а пока важно сохранить обнаруженные мостовые от разрушения. Впервые в современной истории подлинный участок мощения XIX века сохранят и благоустроят – об этом удалось договориться муниципальным депутатам Владимирского округа и активистам ВООПИиК.

Открыт и музеефицирован будет участок мостовой на Марата, 46, расположенный на междворовой территории. Для удобства жителей будет выполнена гидроизоляция примыкающей стены жилого дома, устройство водостока, организация прохода и комплексное благоустройство, которое впишет сохранившийся фрагмент мощения в современное окружение. Проект поможет реализовать Фонд сохранения исторического наследия известного блогера-урбаниста Ильи Варламова «Внимание».

Сохранение исторического мощения на Марата, 46 позволит обратить внимание на важность бережного обращения с городскими мостовыми и станет первым и пока единственным в городе примером музеефикации подлинной дореволюционной мостовой с участием муниципалитета.

Анна Капитонова,
градозащитница, активистка Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры

Фото: Алена Таммур
Статья из газеты «Владимирский округ» №5, август, 2021

Поделиться ссылкой: