Краткий обзор Национальной стратегии действий в интересах женщин
8 марта 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы № 410-р. С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Владимирскийокруг.рф в разделе «Мы против насилия», а также на сайте Правительства России http://government.ru/
На сайте Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга во вкладке «Гендерное равноправие» можно ознакомиться с планом мероприятий по реализации Стратегии.
В данной статье мы приводим краткий обзор документа с акцентом на разделах, на основании которых разработан проект «Мы против насилия».
«Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 — 2022 годы (далее — Стратегия) определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Стратегия основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Создание условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни общества является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации».
Реализация Стратегии осуществляется одновременно по нескольким направлениям:
— создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов;
— улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния;
— профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин;
— расширение участия женщин в общественно-политической жизни;
— совершенствование государственной статистики, характеризующей положение женщин в обществе.
Стоит отметить, что реализация Стратегии проводится в два этапа:
На I этапе (2017–2018 годы) предусматривается разработка механизмов реализации Стратегии; информационно-аналитического, правового и кадрового обеспечения государственной политики в интересах женщин.
На II этапе (2019–2022 годы) предусматривается реализация мер по улучшению положения женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Положение женщин в Российской Федерации
«В обществе не получило широкого распространения правовое просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права. Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации и развитии индивидуальности женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни. В соответствии с этими представлениями наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными. Между тем признание общей ответственности женщин и мужчин за выполнение семейных обязанностей способствовало бы укреплению семьи и ценностей семейной жизни, а также созданию условий для успешного сочетания женщинами профессиональных и семейных обязанностей».
«Реализуемые меры профилактики насилия в отношении женщин, в том числе семейно-бытового насилия, также недостаточны. Насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
Официальная статистика не отражает полной картины преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации.
Вместе с тем официальная статистика не отражает полной картины преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации. В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию. Однако кризисные центры, кризисные отделения, оказывающие помощь пострадавшим от насилия, созданы не во всех субъектах Российской Федерации. Недостаточно вовлечены в процесс оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, общественные организации и объединения».
Реализация направления «Профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин», предполагает решение следующих задач:
— совершенствование и либерализация законодательства в отношении женщин, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, в том числе женщин, имеющих детей;
— совершенствование законодательства в целях формирования правовой основы социального сопровождения женщин, освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе женщин, имеющих детей, включая развитие системы социализации и ресоциализации таких женщин;
— совершенствование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия.
Решение указанных задач предполагает реализацию следующих мер:
— смягчение наказания за преступления небольшой тяжести, в том числе более широкое применение оснований для освобождения от отбывания наказания, предусмотренных статьей 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей;
— оказание социально-правовой и социально-психологической поддержки женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, содействие их социальной адаптации, социализации и ресоциализации;
— проведение мониторинга эффективности реализации мер по профилактике различных форм насилия, в том числе семейно-бытового и сексуального, в отношении женщин и детей в целях оценки масштабов и быстрого реагирования на факты такого насилия;
— формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей, включая подготовку кадров по специальности «судебная социальная работа»;
— расширение практики проведения информационно-образовательных мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин, в том числе для сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников организаций здравоохранения, психологов и социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях;
— развитие и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги женщинам и детям, пострадавшим (страдающим) от насилия в семье, сексуального насилия и других форм насилия, в том числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия;
— оказание содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище жертвам насилия и оказывающим им психологическую и социальную поддержку;
— разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи;
— разработка и реализация мероприятий, направленных на ликвидацию сексуальной эксплуатации женщин, торговли людьми и формирование в обществе непримиримого отношения к таким явлениям.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате реализации Стратегии к 2022 году должна быть сформирована система мер, обеспечивающих реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины, и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, повышение экономической независимости, политической активности, возможностей самореализации женщин, а также преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.
К 2022 году в результате реализации Стратегии будут созданы условия для:
— увеличения выявляемости злокачественных новообразований у женщин на I — II стадии и повышения доступности квалифицированной медицинской помощи;
— усиления профилактики профессиональных заболеваний у женщин и увеличения их выявляемости на ранних этапах;
— снижения уровня материнской смертности до уровня экономически развитых стран;
— дальнейшего снижения числа абортов;
— сокращения разницы в оплате труда мужчин и женщин;
— увеличения числа женщин, являющихся учредителями или руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства, и самозанятых женщин;
— сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины;
— сокращения числа случаев насилия в отношении женщин;
— увеличения доли женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, а также доли женщин среди членов политических партий и организаций;
— более полного отражения в системе статистического наблюдения данных, характеризующих положение женщин в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Материал подготовили: психолог, сотрудник Муниципального Совета Владимирского округа Марина Киселева и депутат Муниципального Совета Владимирского округа Елена Андрусенко
Поделиться ссылкой: