Лучшие проекты в современном искусстве
C 28 ноября по 13 декабря в Центре Курёхина (Лиговский пр. 73, 4 этаж) пройдёт Выставка работ номинантов Премии им. Сергея Курёхина за 2019 год
Премия ежегодно вручается художникам, кураторам и музыкантам, которые в своем творчестве развивают экспериментальные принципы, сформулированные еще в 90-е годы Сергеем Курёхиным.
Ежегодная выставка проводится с 2009 года и формируется на основе поданных заявок, прошедших отбор в лонг-лист. Это позволяет познакомить зрителя с новыми и интересными проектами в области современного искусства, созданными художниками за последний год и, зачастую, выпадающими из поля зрения традиционных культурных институтов.
В этом году Премия будет вручена в 10 номинациях.
Гран-При «Поп-Механика»
«Лучшее произведение визуального искусства»,
«Лучший медиа объект»,
«Лучший кураторский проект»,
«Искусство в общественном пространстве»,
«Лучший текст о современном искусстве»,
почетная номинация «SKIF» (музыкальный экспериментальный проект)
Новая номинация – «Science Art Project».
В список номинантов за 2019 год вошел 51 проект из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова, Краснодара, Хельсинки и других городов.
Также ежегодно специальный приз вручает Французский институт. Победителем специального приза Французского института за 2019 год стал Владимир Абих с проектом «Thousands of Poetry Hide».

Проект был создан во время пребывания Владимира в Китае, в городе Чэнду. Преодолевая языковой барьер при помощи Google Translator, художник обнаружил, что приложение пытается распознать иероглифы не только в тексте, но и в траве, цветах, зданиях, улицах, картинах, во всем окружающем мире.
«Сперва я исследовал город, «сканировал» с помощью Google Translator места с особым «поэтическим» потенциалом, получал видео с кучей странных слов, расшифровывал его и создавал из этих слов стихотворения по принципу «один скриншот — одна строчка», таким образом, переводил само место на язык поэзии», — рассказал Владимир Абих.

На выставке в Центре Курёхина представлены работы номинации Визуальное искусство, а также документация проектов номинаций Гран-при «Поп-Механика», Искусство в общественном пространстве, Лучший кураторский проект и Лучший медиа-объект.
Номинанты Гран-при:

АДА МУХИНА, АЛЕНА ПАПИНА,
ОЛЬГА ТАРАКАНОВА, ДАРЬЯ ЮРИЙЧУК
«Кариес Капитализма» — спектакль-платформа для презентации и финансовой поддержки проектов по защите труда в театральной индустрии. Спектакль вырос из шутки о том, как похожи на слух слова «кариес» и «прекарий»; шутка прозвучала за обедом во время «Резиденции Blackbox» — конкурса проектов для большой сцены Центра имени Вс. Мейерхольда.
Спектакль выпустила команда из четверых создательниц: Ады Мухиной, Алены Папиной, Ольги Таракановой и Дарьи Юрийчук. Все они имеют опыт прекарности.
Целью «Кариеса…» было не столько поделиться личным опытом и тревогой, сколько рассказать о феномене прекарности зрителям и одновременно объединить профессиональное сообщество для борьбы с незащищенностью.

ЮРИЙ КВЯТКОВСКИЙ, ЮЛИЯ БЫЧКОВА, АНТОН КОЧУРКИН, НИКОЛАЙ ПОПОВ, МИХАИЛ ДЕГТЯРЁВ. Фото: Центр им. Курехина
21 Декабря 2019 года Завод энергетического машиностроения в Чехове на несколько часов превратился в театральную сцену. В этот день Благотворительный резервный фонд Александра Лебедева и проектная группа «8 линий» представили site-specific оперу режиссера Юрия Квятковского «Мистерия Высокого Давления».
Мистерия — это мир служений, таинств и посвящений. Тот, кто созерцает мистерию — приближается к истине. На латыни словом misterium обозначали не только культовые церемонии, но и ремесла. Труд обладал характером служения. В Средневековой Европе мистерии были делом ремесленных гильдий и цехов. Мастеровые и рабочие устраивали представления на вечные темы, которые проходили в различных стилях, повторялись циклами и были рассредоточены по городу, заставляя зрителя перемещаться от точки к точке. Люди труда создавали живые картины, чтобы немного яснее проявить этот мир для себя и других. С тех пор изменилось многое, но не все. Это не все — и есть посвящение в «Мистерию Высокого Давления», созданную совместно с трудовым коллективом Чеховского «Энергомаша».

АЛЕКСЕЙ ТАРУЦ
RATMIR VANBUUREN TARUTS возник в 2017 году как перформативный / саунд-дизайн / поэтический проект современного художника Алексея Таруца. RVT прежде всего является серией редких выступлений, фокусирующихся на психофизиологическом переживании ситуации концерта, нежели полноценным музыкальным проектом. В групповом названии RATMIR VANBUUREN TARUTS каждое слово обозначает определенный способ культурного производства. RATMIR — нарушенное обещание медиа эффективности; VANBUUREN — эйфорический шок транс оупен эйра; TARUTS —ивент менеджмент и медиация. На текущий момент RATMIR VANBUUREN TARUTS исполняется Алексеем Таруцем и приглашенными исполнителями, включая блек-метал вокалистов и танцоров.

ЕГОР РОГАЛЕВ
Перформанс Егора Рогалева «Орган памяти» предлагает новые способы осмысления событий, связанных с массовыми политическими репрессиями 1937–1938 годов, которые непосредственным образом затронули людей с особенностями восприятия.
Работа отсылает к сфабрикованному НКВД в 1937 году «Делу группы ленинградских глухонемых», в ходе которого 55 человек были арестованы по подозрению в создании террористической организации. Часть обвиняемых впоследствии была расстреляна, остальные отправлены в лагеря. Арест основных фигурантов дела — участников драмкружка Ленинградского общества глухонемых — произошел во время генеральной репетиции спектакля «Как закалялась сталь», приуроченного к 20-летию Октябрьской революции. Выбор этого конкретного произведения для постановки являлся отнюдь не случайным — его главный герой реализует себя в качестве сознательного субъекта революционной борьбы, в том числе преодолевая ограничения, вызванные постепенным разрушением собственного тела.

НИК ХАМОВ И ИНЖЕНЕРНЫЙ ТЕАТР АХЕ
КОМПОЗИТОР: ДЕНИС АНТОНОВ
Классический сюжет — как паблик арт, сценография — как добавленная реальность к ландшафтной действительности, элементы и объекты действия — как кинематическая инсталляция.
«ФАУСТ. ЛАБОР» театра АХЕ — мультидисциплинарный проект, аккумулирующий многие жанры и идеи уличного искусства, доступный для понимания всех возрастов и предпочтений.
В 2018 в репертуаре площадки «ПОРОХ» (резиденции театра) появилась кинематическая драма «Фауст 3.0», в которой желание героя постичь всё в мире превратилось в стремление сконструировать идеальную машину как символ господства. Литературной основой стала «реинкарнация» текста, написанного Максимом Исаевым по мотивам «Народной книги» Иоганна Шписа. Театральная постановка развивалась, идеи накапливались, появлялись новые механизмы. Наконец стало очевидно, что в классическом пространстве зала этим идеям и машинерии становится тесно во всех смыслах. Поэтому АХЕ решили создать уличную версию как спектакль-инсталляцию.
Сам спектакль с элементами «нового цирка», интерактивного шоу, музыкального концерта (авторская музыка Дениса Антонова) и магического аттракциона объектов — яркий образец современного синтетического проекта, доступного массовой аудитории.

АЛЕКСАНДР АРТЕМОВ
Метамодерное музыкально-литературное действо о русской широте на основе анонимных историй из Интернета.
Режиссер: Александр Артемов
Музыка: Настасья Хрущева
Текст: Александр Артемов, Настасья Хрущева
при поддержке Театра Наций: лаборатория «Театры атомных городов».
Понятие «русская широта» включает в себя категории запредельного, бескрайнего, выходящего за пределы понимания. Русская широта — это бесконечная уходящая в даль дорога и широкая лесная поляна, беспредельное поле и бескрайняя водная гладь. Согласно академику Дмитрию Лихачеву, широта, пустота и безграничность вместе составляют несущую конструкцию русского кода. Спектакль «Широта» основан на современном фольклоре — анонимных историях из Интернета, и представляет собой медленное собирание новой русской целостности. На протяжении спектакля постепенно — по атомам, по первоэлементам, слово за словом, история за историей — будет собираться музыкальный и литературный русский код.

ТЕАТР POST
Спектакль по новому музыкальному тексту белорусского драматурга Павла Пряжко.
В «Двух перстнях» Пряжко обращается к более ранней эпохе, исследуя мелосферу 1970-х, творчество вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) — и выстраивает трек-лист по законам музыкальной драматургии, в отличие от «Диджея Павла» не наделяя его сквозным сюжетом.
«Два перстня» — спектакль не про время, а про сами песни — существующие вне контекста времени, как космонавты в космосе. «театр post» предлагает погрузиться в треклист «Двух перстней», как в гипноз — исследуя музыкальный узор, медленно бродить глазами по его линиям, чтобы в какой-то момент начать медленно вращаться вместе с картинкой.

АВТОР ПРОЕКТА И РЕЖИССЕР:
ДОНАТАС ГРУДОВИЧ, Futurist_Theatre и Партизан_фильм
Тема исследования проекта – миф. Миф как окаменевшая ложь, «зафактуренная» до состояния подлинника.
«На самом деле ещё в древние времена Россия была ведущей сверхтехнологичной страной. В Ростове-на-Дону были найдены артефакты, а точнее доисторические аналоги современных гаджетов. Про это даже была написана книга, а после снят фильм, но они были запрещены, и всё было уничтожено. Вся информация держится в секрете и из интернета удалена». Статьи, анонсирующие проект, цитировали это как прямую речь режиссёра Донатаса Грудовича. Таким образом, спектакль начинался уже на этапе анонсирования в прессе.
Мифы Древней Греции, Египта, Индии, народов Севера и Сибири превращались в отдельные локации в черте городе Ростова. Зрители перемещались на автобусе по раскиданным по городу площадкам и с помощью проводника откапывали спрятанные артефакты. Это плиты со странными символами, обломки изваяний, древние саркофаги и т.д. По ходу спектакля случайные прохожие подкидывали зрителям записки, фотографии, карты того, что нужно искать. Все это обрывочно, потому что они убегают от преследователей̆. Зрителям тоже приходится бежать.
Сюжет: Сммщик Кеша, выдавая себя за девушку в интернете, обманывает людей и зарабатывает на этом. Но вскоре сам оказывается обманутым и влезает в настоящую «теорию заговора» против России. В это самое время в Ростове-на-Дону найдены странные артефакты, на которых изображены гаджеты древних славян. И кто-то скрывает, что древняя Русь была высокотехнологичной…
В этом году введена новая номинация Лучший Science Art проект — видеодокументацию проектов этой номинации можно также увидеть на выставке.
На экспозиции также будут представлены работы из номинации Лучший текст о современном искусстве и каталоги выставок.
XI Церемония вручения Премии им. Сергея Курёхина состоится в декабре.
Поделиться ссылкой: