Музей или сквер: аргументы «за» и «против»

Комиссия Законодательного собрания по городскому хозяйству 21 января рекомендовала исключить из законопроекта о зеленых насаждениях общего пользования сквер в Кузнечном переулке, на месте которого собирались строить новое здание Музея Достоевского. 

В случае, если сквер будет исключен, место станет пригодным для застройки и тогда будет возможным реализация проекта расширения музея Достоевского.

В апреле 2018 года проект нового здания музея, подготовленный благотворительным фондом «Петербург Достоевского» и архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», был представлен в совете по инвестициям правительства Санкт-Петербурга. 25 мая 2018 года в рамках Петербургского международного экономического форума между Санкт-Петербургом и Фондом «Петербург Достоевского» было подписано соглашение о намерениях.

«Мы считаем это очень важным начинанием. Музей был открыт к 150-летию писателя в 1971 году. Я давно слежу за его работой и понимаю, что ему катастрофически не хватает пространства. О расширении площадей музея мы заговорили еще в 2016 году, сделав презентацию нашей концепции. И сейчас я очень рад, что мы наконец-то двигаемся в правильном направлении, ведь для Петербурга дело чести — достойно отметить 200-летие Достоевского в 2021 году», – говорит Евгений Герасимов.

Впрочем, проект сразу вызвал споры. Приведем основные аргументы сторон.

Аргументами «за» были:

1. Архитектурные решения, предложенные мастерской Евгения Герасимова, позволят расширить музейные площади и создать музей нового поколения, бережно сохраняя существующее пространство.
2. Новое здание Литературно-мемориального музея Достоевского станет по-настоящему удобным для всех, без исключения, посетителей, в том числе и людей с ограниченными возможностями. В нем появятся: многофункциональные лекционный и зрительный залы, выставочное пространство, кафе и музейный магазин, а также помещение для научной работы.
3. Проект поддержала директор музея Наталья Ашимбаева: «Музей перерос рамки, в которых существует последние 47 лет. У нас огромная деятельность – выставочная, издательская, театральная. И всего один зал, где проекты «наступают» друг на друга. Теснящееся состояние хочется изжить, поэтому я с радостью приветствую инициативу Фонда и с нетерпением жду дня, когда мы начнем обживать новый дом Достоевского в Петербурге».
4. Предварительная стоимость проекта составляла около 700 млн рублей, но, по уверению организаторов проекта — благотворительного фонда «Петербург Достоевского», здание будет передано государству: «проект по развитию музея Достоевского является некоммерческим проектом, поэтому использование инвестиционной терминологии в данном контексте не совсем верно. Все собранные средства будут направляться на развитие музея и все возводимые площади будут им использоваться».

Аргументы «против»:

1. Новое здание появится на месте снесенного в 1970-х годах дома 7.

Вид на музей Достоевского и дом 7 до его сноса в 1970-х годах.

«Опубликованные эскизные предложения демонстрируют абсолютное непонимание того, что допустимо, а что нет в этом пространстве, – комментировал проект зампредседателя Петербургского ВООПИиК Александр Кононов. – Кузнечный переулок за последние сто лет мало изменился: в 1920-е появилось здание рынка, но его двухэтажный объем вполне деликатно вписался в историческую среду, а в 1950-е, при сооружении вестибюля метро, выходящее на Владимирскую площадь угловое здание реконструировали в стиле неоклассицизма. Все остальное окружение – дома исторические, дух Петербурга Достоевского здесь сохранился, ради него сюда и приезжают люди со всего мира. Музей призван сберегать подлинность, он для этого и существует. А предложенное проектом «развитие» приводит к утрате самого смысла сохраняемого: фактически истребляется то, что формирует память места и мемориальный характер музея».
2. Активно выступили против защитники окружающей среды, полагая, что строительство на месте сквера недопустимо. Несмотря на то, что на этом месте ранее был дом, сквер в нынешнем виде выглядит неприглядно, а организаторы проекта предлагают благоустройство внутреннего двора с полномерными деревьями, можно предположить продолжение борьбы активистов с возможной застройкой. По закону фонд должен компенсировать городу исчезновение сквера созданием нового благоустроенного участка в том же районе. Соучредители фонда предлагали администрации муниципалитета облагородить территорию в районе от Свечного переулка до Разъезжей улицы, но вряд ли это удовлетворит защитников природы.
3. Возможно, недоверие к проекту вызывает и неоднозначное отношение к личности архитектора Евгения Герасимова и основного инвестора благотворительного фонда «Петербург Достоевского» Андрея Якунина.

КОНЦЕПЦИЯ РАСШИРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Заказчики: Фонд поддержки и развития Музея Ф.М. Достоевского «Петербург Достоевского»
Адрес: Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, 5
Проектирование: 2016-2018
Площадь участка: 496 кв. м
Площадь застройки: 496 кв. м
Общая площадь: 1600 кв. м
Этажность: 4-5

Руководитель коллектива: Евгений Львович Герасимов
ГАП: О.Л. Минниева, А.А. Штепа
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.А. Кутилина, Е.И. Янанец

Здание нового общественно-культурного центра должно создать условия для более комфортного, соответствующего современным требованиям функционирования музея. В нём разместятся многофункциональные лекционный и зрительный залы, выставочное пространство, кафе и музейный магазин.

Концепция развития литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского предполагает реконструкцию существующего здания и строительство нового общественно-культурного центра на соседнем, свободном от застройки, участке.

Здание нового общественно-культурного центра должно создать условия для более комфортного, соответствующего современным требованиям функционирования музея. В нём разместятся многофункциональные лекционный и зрительный залы, выставочное пространство, кафе и музейный магазин. Общая площадь здания — 1600 кв. м. На эксплуатируемой кровле появится открытая терраса, где можно будет проводить литературные вечера и кинопоказы. Два каменных здания (историческое, где располагается мемориальный музей-квартира, и новое) будут объединены с помощью открытого пространства фойе, решённого в современной стилистике.

По материалу (натуральный камень), по своей высоте и масштабу здание соответствует окружению.

Его внешний облик связан с исторической застройкой скорее метафорически, чем буквально. Облицовка фасада натуральным камнем символизирует классичность, а минимализм внешнего декора — актуальность творчества писателя для новых поколений читателей. Вертикальный объем атриума отсылает к петербургским дворам-колодцам. Именно здесь располагается вход в музейный комплекс, объединяя старое и новое здания, как Достоевский объединял в своем творчестве реализм и новаторство.

По замыслу архитекторов, весь облик нового здания Музея Достоевского отсылает к многоплановой, напряженной атмосфере лучших произведений писателя и парадоксальному внутреннему миру его героев. В основу архитектурной концепции заложено противопоставление различных элементов современной и исторической архитектуры, контраст парадной улицы и дворов-колодцев, смена солнечного света фойе и сумрака театрального зала.

«Подлинная мемориальная часть музея сохраняется в старом здании, – рассказывает архитектор. – А новое крыло призвано привлечь читателей новых поколений. Есть Достоевский-реалист и Достоевский-новатор; его творчество как бы преломилось сквозь призму времени. Мостики мы понимаем как переход от одного к другому, метафорический телепорт, а атриум – как портал перехода через пространство и время».

эскиз
макет
двор
пример благоустройства двора

Иллюстрации: архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры»

Подписывайтесь на быстрые новости — телеграм-канал Владимирский LIVE

Поделиться ссылкой: