«Ноль смертей» – кампания по снижению смертности в ДТП

Принципы кампании «Ноль смертей»

  1. И водитель, и пешеход имеет право на ошибку
    Все люди иногда ошибаются, исключить это до конца невозможно, как бы вы ни старались быть внимательными и соблюдать все правила.
    Последствия ошибки на дороге могут быть трагическими. Поэтому дорожное движение нужно организовать так, чтобы свести к минимуму последствия человеческих ошибок.
  2. Планирование улиц с учётом интересов всех участников движения
    Правильно спроектированной улицей люди пользуются безопасно, даже не задумываясь: у водителей просто нет возможности слишком разогнаться, пешеход не может выскочить неожиданно под колеса, велосипедист не пересекает дорогу по неожиданной траектории.
    Для этого существуют специальные решения, например, островки безопасности, искривление проезжей части, перекрестки с круговым движением, узкие полосы. Проектируя улицу, нужно учитывать все виды транспорта, в том числе, общественный и велосипедный: так будет меньше пробок, и ездить будет удобнее.
  3. Скорость в городе – не больше 30 км/ч
    По данным ВОЗ, превышение скорости – главная причина аварий, а значит травм и смертей на дорогах. Причём чем выше скорость, тем больше жертв. Исследования показывают, что оптимальная скорость движения в городах – 30 км/ч: при такой скорости в случае ДТП пешеход выживает в 95% случаев.
  4. Безопасность на улице – о тветственность проектировщика
    Нельзя винить в авариях только непосредственных участников – водителей и пешеходов. Главная ответственность за дорожные происшествия должна лежать на проектировщиках и дорожных службах. Именно от них зависит, как улица используется и насколько она провоцирует аварии. Когда проектировщик будет осознавать, что от его решения зависят человеческие жизни, подход к безопасности на дорогах станет принципиальнее.
  5. Штрафы за превышение и разбор каждой аварии
    Штрафы за превышение скорости должны быть высокими, а нештрафуемый порог – небольшим, чтобы даже не возникало мысли сознательно нарушать лимит. Этому помогает ещё и
    установка большего количества камер для фиксации скорости. Каждую аварию должны расследовать специалисты, а причины её надо устранять как можно быстрее, чтобы предотвратить
    подобные инциденты – по примеру того, как это делается в авиации.
  6. Все эти меры работают только вместе
    Чтобы улицы стали безопасными, недостаточно выполнять часть из этих мер. Только в совокупности они дадут реальный результат и серьёзно снизят смертность на дорогах. В планировании дорог и организации движения должны участвовать не только мэр и полиция, но и другие специалисты. Для составления плана действий нужно опираться на сбор и анализ реальных данных, научные исследования, опыт
    других городов и стран.

От внедрения программы «Ноль смертей» выиграют все

Пешеходы
Сейчас: Пешеходы – самая частая жертва аварий, они совершенно беззащитны перед автомобилем. Невнимательность, желание сэкономить время, сократить путь могут стоить пешеходу жизни. Даже за сознательное нарушение ПДД, не говоря уже о случайной
ошибке, нельзя платить такую цену.
Нельзя приносить человеческие жертвы за благо автомобилизации.
Будет: Раз пешеход больше всех рискует на дороге, то именно его безопасность должна быть приоритетом при проектировании движения. При таком подходе снизится общая аварийность
на дорогах, наши города станут безопаснее. На улицах перестанут погибать и травмироваться наши соседи, друзья, наши родители и дети.

Велосипедисты
Сейчас: В России многие воспринимают велосипед как развлечение, а тех, кто использует его как вид транспорта, считают чудаками. Поэтому у нас нет нормальных велодорожек, не говоря о другой велоинфраструктуре. Велосипедист вынужден мешать другим
участникам движения, он постоянно рискует своей безопасностью, ездить с комфортом просто невозможно.
Будет: Велосипед – отличный вид транспорта: экологичный, дешёвый, полезный для здоровья. Грамотно спроектированные велодорожки позволят велосипедистам ездить безопасно для себя и окружающих. Если этот вид транспорта станет комфортным, многие хотя бы частично откажутся от автомобилей – значит, на улицах станет меньше пробок, а воздух будет чище.

Водители
Сейчас: Наши дороги требуют от водителей предельной концентрации, выдержки, мастерства вождения и предусмотрительности. Они, точно так же, как и другие участники движения, попадают в аварии, получают травмы, иногда и гибнут. А порой – оказываются крайними в ДТП, которые возникают из-за того, что кто-то неправильно спроектировал или неправильно эксплуатировал дорогу.
Будет: Концепция «Ноль смертей» снимает с водителя единоличную ответственность за безопасное вождение. Дороги будут устроены так, что и водителям, и пешеходам будет просто удобнее соблюдать правила, чем нарушать. Движение станет более спокойным, не придётся так часто стоять в пробках, вождение больше не будет
сопряжено со стрессом.

Родители
Сейчас: Родители сопровождают даже больших детей в школу и не отпускают в ближайший магазин, если надо переходить дорогу. И не зря: среди детей 5–14 лет ДТП – вторая причина смертности, а среди 15–18-летних – главная.
Будет: На безопасной улице ребёнок не попадёт под машину, даже если отвлечется или забудет правила дорожного движения. Если такую ситуацию предусмотрели при проектировании, другие участники движения успеют отреагировать и предотвратить беду.

Пожилые люди
Сейчас: Наши города рассчитаны на молодых и здоровых. Для пожилых, людей на инвалидных колясках или даже просто на костылях передвижение по улицам превращается в полосу
препятствий, зачастую непреодолимую. И порой, чтобы дойти до цели, им ничего не остается, как нарушать правила и рисковать жизнью.
Будет: Безопасная улица – удобная и доступная для пожилых и маломобильных людей. Если будет удобно им, то будет удобно всем. Каждый человек, независимо от его физического состояния, должен иметь возможность добраться до любой точки города без запредельных усилий и риска для жизни.

По материалам фонда «Городские Проекты Ильи Варламова и Максима Каца»

Поделиться ссылкой: