Перестаньте покупать ненужное
Краткое содержание
Как покупки онлайн позволяют лучше контролировать свой бюджет
В период самоизоляции резко выросли покупки онлайн. Службы доставки и онлайн-магазины показывают рост по сравнению с предыдущими годами.
Человек, подсевший на онлайн-покупки, вряд ли откажется от удобного сервиса даже после окончания карантина.

Хотя в онлайн-покупках и есть много технологичного, бездушного: через экран компьютера мы не можем пощупать, понюхать, постучать по арбузу пальцем, заметить новый экзотический фрукт и прихватить «только попробовать», долго копаться, выбирая любимые груши. То есть лишены того обаяния покупок, которое сродни азарту охотника заставляет нас испытывать удовлетворение от удачного похода в магазин.
С другой стороны, при покупке пылесоса или телевизора онлайн люди больше внимания уделяют техническим характеристикам (отзывы о товаре и советы бывалых найти в сети проще простого). В продуктовых супермаркетах при онлайн-заказе многие стали покупать меньше ненужного, реже попадая в те ловушки, которые мерчендайзеры как силки расставляют на нашем пути в магазине. Каждый супермаркет использует один и тот же набор приемов, которые заставляют нас купить даже то, что мы не планировали.
Один раз потрогать
Собственность — это то, что держишь в руках. Взяв вещь в руки, расстаться с ней уже очень непросто. Именно поэтому товар, который нужно продать, всегда находится на уровне глаз и в прямой досягаемости для рук. Взяв с полки, его уже не хочется возвращать на место.
На экране компьютера любая вещь — это всего лишь картинка. С картинкой расстаться не сложно, даже если ты уже и кликнул по ней, и она сразу же ловко уже прыгнула в вашу виртуальную корзину.
Бесплатный сыр
Расчет на благодарность человека, которому дали попробовать что-то бесплатно. Дегустации в супермаркетах направлены на то, чтобы познакомить со своим продуктом людей, но так сложно не купить что-то у милой девушки, которая вам улыбнулась, дала попробовать кусочек сыра, которая потом убирает использованные зубочистки, которая весь день торчит в этом магазине. Мы не хотим быть неблагодарными, по статистике, большинство людей покупают попробованный бесплатно товар (впрочем, можно предположить, что после пандемии бесплатные дегустации еще не скоро вернутся в супермаркеты).
Ну а на экране компьютера — только фото, цена, описание. Нет любезного человека, нет обязательств перед ним. Нам нечего стыдиться. И можно без всяких угрызений совести пользоваться компьютерными программами во время бесплатного ознакомительного срока, а потом не покупать подписку.
Скидки
Вы увидели ярко-желтый ценник и сразу же включается инстинкт: «Надо брать!» И берем, берем… С надеждой, что похудеем до нужного размера, подарим кому-нибудь на Новый год, отвезем на дачу. Скидка — это стандартный инструмент продавца просто привлечь внимание, а не осчастливить любимого покупателя. Ненужная вещь не становится нужной только потому, что она сегодня стоит на 20 % дешевле.
Безусловно, скидки работают и при покупках онлайн. Но в этом случае инстинктивное желание купить сразу, потому что завтра скидки может и не быть, уж точно не такой притягательной силы, как вживую.
Ненужная вещь не становится нужной только потому, что она сегодня стоит на 20 % дешевле.
Сравнения
Вы зашли в магазин вин, чтобы купить бутылку вина,и увидели на полке вино за 300 рублей, 600 рублей и 800 рублей. Большинство людей не хотят покупать самое дорогое («это же одни понты, на вкус оно такое же!») и самое дешевое вино («я не нищеброд»). Поэтому они выберут бутылку, среднюю по стоимости. Но если в линейке рядом будет стоять вино за 1500 рублей (пусть его никто никогда не купит), то количество купивших бутылку за 800 увеличится. Потому что вино за 800 рублей в сравнении с тем за 1500 уже не кажется таким уж дорогим. Сравнение изменяет ценность вещей.
И проблема в том, что когда вы придете домой с этой бутылкой за 800 рублей, будет уже совершенно неважно, с каким вином она стояла по соседству.
При покупке онлайн вы делаем свой выбор в одиночестве, без косых взглядов других покупателей и оценивающего взгляда продавца.
Удар током
Импульсивные покупки — очень коварный инструмент продавца. Их любимое место — зона перед кассой, когда все нужное уже куплено, но пока вы стоите в очереди, посматриваете на журнальчик или шоколадку. И да, на нижней полке взгляд малыша всегда натыкается на «киндерсюрприз».
В онлайн-магазине все устроено проще. Особенно удобна функция сделать заказ «как в прошлый раз» и обойтись без всяких сюрпризов.
Ради детей
Отказать себе можно. Ребенку — практически никогда. И дело даже не в игрушках. Все, к чему прикасается рука ребенка, попадает в тележку покупателя. Корм для собаки, потому что там нарисована миленькая мордочка. Хлопья для завтрака, потому что очень коробочка красивая. Мороженое двух видов, потому что сложно выбрать между пломбиром и крем-брюле.
Надеюсь, вы человек разумный и покупаете продукты онлайн без советов своего ребенка. Вы же просто заранее спросили: «Зайчик, чего бы вкусненького ты сегодня хотел?»
Маршрут
Супермаркет ведет нас по заранее просчитанному маршруту, ничего не пропустили, навали полную тележку товаров и только потом приплыли к кассе.
Онлайн-покупки избавляют вас от ненужного интереса к товарам, которые вы покупать не собирались.
Кредитная карта
Наличные шелестят в руках, с ними жалко расставаться. Карта расплачивается невидимыми деньгами.
Психологи советуют заранее определить, сколько вы готовы сегодня потратить, чтобы дополнительно контролировать импульсивное желание совершить необдуманную покупку.
При заказе онлайн чековый приговор вы видите сразу и можете убрать лишнее из виртуальной корзины. В магазине вы напряженно смотрите, как растет сумма по мере проплывающих по ленте купленных товаров и окончательный счет почти всегда превышает ваши ожидания.
