Результатом реформы станет почти стопроцентная дотационность муниципалитетов
В понедельник, 19 октября, в офисе петербургского «Яблока» состоялся семинар по реформе муниципальной бюджетной политики. В нём приняло участие более 40 независимых муниципальных депутатов Санкт-Петербурга, сообщает «Яблоко».
О сути реформы рассказал Борис Вишневский, руководитель фракции «Яблоко» в Законодательном собрании:
«Город планирует предоставлять муниципалитетам отчисления по налогам на доходы физических лиц в размере 0,3% и дотации, а также либо дополнительные дотации, либо ещё 0,2% отчисления по НДФЛ. Обман заключается в том, что муниципалитеты при этом подходе теряют все существующие налоги, которые они получали до сих пор».
Александр Шуршев, юрист штаба Навального в Санкт-Петербурге, депутат МС МО Екатерингофский 4-го созыва, пришёл к неутешительному выводу:
«В результате реформы произойдёт существенное падение доходов бюджетов, особенно в центральных районах. Так, у Дворцового округа останется 22% от налоговых доходов от тех, что есть сейчас, в Смольнинском — 32%, Литейном — 33%, 78-м — 34%. Выиграют же в основном пригородные муниципалитеты, которые и так были дотационными. И если сейчас дотации на бюджетное выравнивание получают 16 муниципалитетов и ещё 66 получают повышенные отчисления от налогов на малый бизнес, то в случае принятия реформы дотационными станут 110 муниципалитетов — все МО города кроме Адмиралтейского округа».
На своей странице в Фейсбуке Александр Шуршев описал ситуацию подробнее:
«В Смольном буквально на коленке подготовили реформу муниципальных финансов. Презентовать и обсуждать никто ничего не собирается: все изменения зафиксируют поправкой губернатора ко второму чтению проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2021 год — принимать её будут, видимо 11 ноября. И все 111 муниципалитетов следом должны будут перекроить свои проекты местных бюджетов, которые по закону должны быть внесены на рассмотрение к 15 ноября.
За последние 4 года это уже вторая реформа муниципального бюджетообразования. И обе проходят при одном и том же председателе Комитета финансов Петербурга — Алексее Корабельникове. В 2016-2017 годах из местных бюджетов убрали доходы от налога на имущество физических лиц — этому предшествовали изменения в расчете налога с инвентаризационной стоимости имущества на кадастровую, в результате чего поступления от этого налога начали расти. Тогда в Смольном решили оставить себе такой перспективный налог, а муниципалитетам добавили отчислений от налогов на малый бизнес.
Теперь решили идти ещё дальше: из муниципалитетов полностью убирают налоги на малый бизнес, а вместо этого дают отчисления от налога на доходы физических лиц, часть которых можно заменить на дотации аналогичного размера. Проблема в том, что в половине муниципалитетов поступления от этого налога будут гораздо меньше, чем было от предпринимательских налогов. Так, налоговые доходы Дворцового округа сократятся в 4 раза, Смольнинского, Литейного и округа № 78 — в 3 раза, Сенного округа — в 2,5 раза и т.д. И никто это сокращение не планирует компенсировать. В этом снижении уже учтены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Будут, конечно, и те, кто выиграет от такого бюджетного манёвра: прежде всего, это пригороды, но есть и внутригородские муниципалитеты, в т.ч. Новоизмайловское, Ивановский, Шушары, Горелово, но даже там рост, мягко говоря, не в разы, и тоже с учётом дотаций.
Результатом реформы станет почти 100%-ая дотационность петербургских муниципалитетов. Все, за очень редким исключением, попадут под «дотационные ограничения» Бюджетного кодекса.
Кто-то может подумать, что муниципалитеты сразу начнут сокращать расходы на самосодержание, т.к. округа, получающие дотации или дополнительные отчисления от налога (а их теперь вынуждены будут получать все), обязаны соблюдать норматив на своё содержание. Вот только петербургские муниципалитеты давно научились обходить эти ограничения, создавая кормушки в виде муниципальных учреждений — теперь туда будут трудоустраиваться не только депутаты, но и сотрудники местных администраций. Эти расходы в нормативе на самосодержание не учитываются, хотя и производятся из местных бюджетов. А вот муниципальные программы по благоустройству и прочей деятельности, боюсь, окажутся не в приоритете.
Ну и последнее. Самые пострадавшие муниципалитеты — это те, что расположены в центре: Адмиралтейский, Петроградский, Центральный районы. Но подозреваю, что и адмиралтейские, и петроградские муниципалитеты в грядущем году получат большие субсидии за счет пресловутой «депутатской поправки» Вячеслава Макарова и Сергея Соловьева, чтобы хоть как-то покрыть снижение доходов от этой реформы. Другим вряд ли что-то достанется».

Политический контекст реформы оценила Софья Чистякова, депутат МС МО Литейный округ от партии «Яблоко»:
«Муниципалитеты нагибают как хотят, ставят в коленно-локтевую позицию и всячески стараются в очередной раз показать место муниципальной власти в Российской Федерации. Это сделано как для того, чтобы подчеркнуть ничтожность местного самоуправления в стране, так и для того, чтобы поставить на место оппозиционных депутатов в Санкт-Петербурге, коих в 2019 году избрано было немало. В конечном итоге эта реформа — плевок не столько в лицо депутатам, сколько в лицо горожанам, которые за них проголосовали».
Виталий Боварь, заместитель главы МО Владимирский округ, отметил:
«Смольный однозначно даёт нам понять, кто является единственным субъектом принятия решений в городе, а именно — сам Смольный. Любые подобные изменения должны происходить в формате равного и уважительного диалога. Вместо этого муниципалитеты императивно подсаживают на дотации. И если округ хочет хоть как-то сводить концы с концами, он просто не может от них отказаться».
По итогам семинара участники приняли решение провести публичную кампанию против реформы муниципальной бюджетной политики.