«Владимирская» могла выглядеть более помпезно: мрамор, лепнина, портреты князей

Фасад здания, где находится вестибюль станции «Владимирская» начали ремонтировать. Его уже обнесли лесами, ремонт продлится до июня следующего года.

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» – «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Площадь Восстания» и «Пушкинская».

Станция могла называться «Площадь Нахимсона»

В первоначальном проекте 1941 года станция «Владимирская» присутствовала под названием «Площадь Нахимсона», именно так до 1950 года называлась Владимирская площадь. Однако после Войны при пересмотре технического проекта первой очереди в начале 1951 года станцию решили исключить, оставив под неё задел. Мотивировалось это экономическими соображениями и тем, что перегон между «Московской» («Площадь Восстания») и «Витебской» («Пушкинская») не такой уж длинный — около 2 км и нет необходимости строить дополнительную станцию. Сегодня перегон от «Владимирской» до «Площади Восстания» самый короткий во всём метрополитене, всего 848 метров. Хотя в среднем расстояние между станциями в Петербурге составляет 1,5-2,5 км.

Здание было перестроено

При рассмотрении проекта в Москве в середине 1951 года было указано на необходимость строительства этой станции одновременно со всей первой очередью. «Владимирскую» спешно добавили в проект, но в несколько урезанном варианте. Так в практику был введён новый тип подземной станции глубокого заложения —  трёхсводчатая пилонная с укороченным центральным залом (более чем в три раза короче боковых залов). В сжатые сроки такой тип станции построить было быстрее, аргументировали и тем, что станция не будет пользоваться популярностью и пассажиропоток здесь будет низким.

Владимирская, 1938
Фасад дома между Большой Московской улицей и Кузнечным переулком до постройки станции метро. 1938 год. Фото: mirmetro.net

Наземный вестибюль встроен в старое четырёхэтажное здание раннее принадлежавшее расположенной рядом Владимирской церкви, расположенное на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка. К моменту открытия метро здание было полностью перестроено.

К открытию метро здание было полностью перестроено. Фото 1955 года.

Победивший проект

Архитектурный проект, которому предшествовал дополнительный закрытый архитектурный конкурс, был разработан за три года до открытия станции. Связано это с тем что в начале 1951 года станцию решили исключить из проекта, оставив под неё лишь задел, а конкурс проводился именно в это время. Позже было указано на необходимость строительства этой станции одновременно со всей первой очередью. «Владимирскую» спешно добавили в проект, но в несколько урезанном варианте. Это единственная станция первой очереди  Кировско-Выборгской линии, где не планировалось развивать сталинскую тематику в её оформлении. 

В 1951 году срочно объявили дополнительный конкурс на лучший проект станции «Владимирская» из двух туров. В первом, открытом, победил проект Г.И. Александрова, А.В. Жука и А.И. Прибульского. Но на втором, закрытом конкурсе, итоги которого объявили 30 января 1952 г., первое место занял более внушительный проект отца и сына Сергея Владимировича и Владимира Сергеевича Васильковских.

Авторы проекта: С.В. Васильковский, В.С. Васильковский. 1952 год. Закрытый конкурс 1951-1952 года. Фото: mirmetro.net

Подземный зал станции «Владимирская» у Васильковских выглядел очень нарядно: над пилонами из белоснежного мрамора портреты владимирских князей, оригинальные светильники в виде чаш на столбах, множество лепнины, красивый рисунок пола, в торце — сцена народного гуляния с неизменными березками.

mirmetro.net

Проект стал проще

Всё же станцию решили строить по более простому проекту архитекторов Г.И. Александрова, А.В. Жука и А.И. Прибульского, возможно, из-за опасения, что за оставшихся три года проект Васильковских реализовать бы не удалось. Ведь архитектурную отделку и строительство наземного вестибюля требовалось завершить в срок, общий для всей трассы. Сработавшийся энергичный коллектив архитекторов со своей задачей справился, наверстал упущенное время и выдал чертежи в срок. Г.И. Александров, А.В. Жук и А.И. Прибульский познакомились на архитектурном факультете Всероссийской Академии художеств и еще в студенческие годы установили творческое содружество, что пригодилось при работе над проектом станции.

В 1991 году «Владимирскую» реконструировали в связи с открытием перехода на «Достоевскую». 

Поделиться ссылкой: